Утверждены

Приказом Росфинмониторинга

от 08.05.2009 N 103

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ КРИТЕРИЕВ ВЫЯВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИЗНАКОВ

НЕОБЫЧНЫХ СДЕЛОК

 

Настоящие Рекомендации разработаны Федеральной службой по финансовому мониторингу (далее именуется — Росфинмониторинг) во исполнение требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (ч. I), ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011; N 49, ст. 6036), Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2002 N 983-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 29, ст. 2995; 2003, N 2, ст. 197; 2005, N 50, ст. 5302; 2007, N 46, ст. 5582; 2008, N 18, ст. 2049).

Настоящие Рекомендации содержат основные критерии выявления и признаки необычных сделок, которые рекомендуется учитывать при разработке правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), перечисленными в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон), а также иными лицами, указанными в статье 7.1 Федерального закона, с учетом специфики вида деятельности организаций (иных лиц).

Помимо основных критериев выявления и признаков необычных сделок, перечисленных в настоящих Рекомендациях, при разработке правил внутреннего контроля вышеуказанными организациями (иными лицами) используются дополнительные критерии выявления и признаки необычных сделок, разработанные с учетом особенностей деятельности конкретной организации (иного лица).

 

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕОБЫЧНЫХ СДЕЛОК

 

N
п/п

 

1.

Немотивированный отказ в  предоставлении  клиентом  сведений  (помимо
установленных нормативными правовыми документами), но запрашиваемых в
соответствии со сложившейся практикой, в том числе о своем доверителе
  случае,  когда  клиент   выступает   в   качестве   представителя
юридического или физического лица) либо выгодоприобретателе, а  также
излишняя  озабоченность  клиента   вопросами   конфиденциальности   в
отношении осуществляемой операции (сделки)                          

2.

Пренебрежение  клиентом  более  выгодными  условиями  оказания  услуг
(тариф комиссионного вознаграждения  и  т.д.),  а  также  предложение
клиентом   необычно   высокой   комиссии   или   комиссии,   заведомо
отличающейся от обычно взимаемой комиссии при оказании такого рода  
услуг                                                               

3.

Наличие нестандартных или необычно сложных схем по порядку проведения
расчетов,  отличающихся  от  обычной  практики,  используемой  данным
клиентом, или от обычной рыночной практики                          

4.

Предложение  клиента  осуществить  возврат  причитающейся  суммы   по
расторгнутой сделке либо третьим лицам, в том числе на счет  в  банк-
нерезидент, либо на свой счет в банке, отличном от банка, из которого
первоначально поступили средства для проведения данной сделки       

5.

Настоятельное желание клиента работать  самостоятельно  с  удаленного
терминала                                                           

6.

Внесение   в   операцию   (сделку)   дополнений   и   изменений,   не
соответствующих установившейся практике                              

7.

Необоснованная  поспешность  в  проведении   операции,   на   которой
настаивает клиент                                                   

8.

Внесение клиентом  в  ранее  согласованную  схему  операции  (сделки)
непосредственно перед началом ее реализации  значительных  изменений,
особенно касающихся направления движения денежных средств  или  иного
имущества                                                           

9.

Передача  клиентом  поручения   об   осуществлении   операции   через
представителя (посредника), если представитель (посредник)  выполняет
поручение  клиента  без  вступления  в  прямой  (личный)  контакт   с
организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным
имуществом                                                           

10.

Осуществление  операций   с   использованием   дистанционных   систем
обслуживания,  в  случае,  если  возникает  подозрение,  что   такими
системами пользуется третье лицо, а не сам клиент                   

11.

Сложности, возникающие при проверке представляемых клиентом сведений,
неоправданные  задержки  в  предоставлении  клиентом   документов   и
информации по операции (сделке), представление  клиентом  информации,
которую невозможно проверить или  данная  проверка  является  слишком
дорогостоящей                                                       

12.

Невозможность установления контрагентов клиента                     

13.

Настаивание  клиента  на  проведении  расчетов  наличными   денежными
средствами                                                           

14.

Совершение операций с ценными бумагами,  в  том  числе  с  векселями,
необеспеченными активами своих эмитентов                            

15.

Приобретение или продажа физическим лицом ценных  бумаг  за  наличный
расчет                                                              

16.

Перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет (во  вклад)  за
границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета
(вклада) из-за границы                                               

17.

Использование счетов, открытых в  различных  кредитных  организациях,
для расчетов в рамках одного договора                               

18.
<*>

Участник  операции  с  денежными  средствами  или   иным   имуществом
зарегистрирован в государстве или на территории, предоставляющем(щей)
льготный    налоговый    режим    налогообложения    и    (или)    не
предусматривающем(щей)  раскрытия  и  предоставления  информации  при
проведении финансовых операций (офшорной зоне) либо его счет открыт в
банке, зарегистрированном в указанном государстве  или  на  указанной
территории                                                          

19.

Немотивированное требование  клиента  о  расторжении  договора  и/или
возврате  уплаченных  клиентом  денежных  средств   до   фактического
осуществления операции                                              

20.

Существенное  отклонение  суммы   сделки   относительно   действующих
рыночных цен, в том числе по настоянию клиента                       

21.

Осуществление  расчетов  между  сторонами  сделки  с   использованием
расчетных счетов третьих лиц                                        

22.

Уплата   резидентом   нерезиденту   неустойки   (пени,   штрафа)   за
неисполнение договора поставки товаров  (выполнения  работ,  оказания
услуг) или за  нарушение  условий  договора,  если  размер  неустойки
превышает  десять   процентов   от   суммы   непоставленных   товаров
(невыполненных работ, неоказанных услуг)                             

23.

Получателем денежных средств либо  товаров  (работ,  услуг)  является
нерезидент,  не  являющийся   стороной   по   договору   (контракту),
предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров (работ, услуг)

24.
<*>

В  договоре  (контракте)  предусмотрены  экспорт  резидентом  товаров
(работ, услуг) либо платежи  по  импорту  товаров  (работ,  услуг)  в
пользу  нерезидента,  зарегистрированного  в   государстве   или   на
территории,    предоставляющем(щей)    льготный    налоговый    режим
налогообложения  и  (или)  не  предусматривающем(щей)   раскрытия   и
предоставления  информации   при   проведении   финансовых   операций
(офшорной зоне)                                                     

25.

Перечисление денежных средств в адрес нерезидента  по  внешнеторговым
сделкам,  связанным  с  оказанием   информационно-консультативных   и
маркетинговых   услуг,   передачей    результатов    интеллектуальной
деятельности, в том числе исключительных прав на них, и других  видов
услуг нематериального характера                                     

26.

Отсутствие очевидной связи  между  характером  и  родом  деятельности
клиента с услугами, за  которыми  клиент  обращается  к  организации,
осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом  

27.

Запутанный или  необычный  характер  сделки,  не  имеющей  очевидного
экономического смысла или очевидной законной цели                   

28.

Несоответствие сделки целям деятельности  организации,  установленным
учредительными документами этой организации                         

29.

Выявление неоднократного совершения  операций  или  сделок,  характер
которых дает основание полагать, что целью их осуществления  является
уклонение  от  процедур   обязательного   контроля,   предусмотренных
Федеральным законом                                                 

30.

Предоставление   юридическим   лицом,   не    являющимся    кредитной
организацией, беспроцентного займа физическому лицу и  (или)  другому
юридическому лицу, а также получение такого займа, процентная  ставка
по которому более  чем  в  два  раза  ниже  ставки  рефинансирования,
устанавливаемой Банком России                                       

31.

Иные критерии по усмотрению организации                             

 

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕОБЫЧНЫХ СДЕЛОК

 

N
п/п

 

1.

Предложение клиента существенно (более  чем  в  два  раза)  увеличить
размер  страховой  суммы,  с  соответствующим   увеличением   размера
страховой премии, по  действующему  договору  страхования  жизни  или
иному виду накопительного страхования, заключенному  юридическим  или
физическим лицом                                                    

2.

Многократное внесение изменений  в  договор  страхования  в  связи  с
заменой страхователя, застрахованного, выгодоприобретателя          

3.

Периодическое заключение клиентом двух и более договоров  страхования
жизни в пользу третьего лица сроком до пяти лет                     

4.
<*>

Предложение   страхователя   перестраховать   риск   в   организации,
зарегистрированной    в    государстве     или     на     территории,
предоставляющем(щей) льготный налоговый режим налогообложения и (или)
не предусматривающем(щей) раскрытия и предоставления  информации  при
проведении финансовых операций  (офшорной  зоне),  либо  в  страховых
и/или   перестраховочных   организациях,   не    имеющих    рейтингов
международных рейтинговых агентств, а  также  совершение  операций  в
рамках договора с такими организациями                              

5.

Клиент заключает договоры страхования с  организациями,  находящимися
за пределами региона его места жительства (регистрации)             

6.

Клиент  обращается  к  страховщику  с  предложением  о  расширении  в
договоре страхования страхового покрытия рисков, выходящих  за  рамки
его обычной деятельности                                            

7.

При обращении клиент беспокоится о возможности досрочного прекращения
договора страхования, а не о выполнении условий полиса (договора)   

8.

Клиент заключает договоры страхования, сумма  уплачиваемых  страховых
премий по которым очевидно превышает его платежеспособность         

9.

Предоставление или получение страховой  услуги  с  тарифной  ставкой,
которая более чем в 2  раза  превышает  среднюю  тарифную  ставку  по
аналогичной услуге на внутреннем рынке страхования                  

10.

Совершение одной или нескольких  сделок  купли-продажи  ценных  бумаг
и/или имущественных  прав  (далее  -  иные  финансовые  инструменты),
предусмотренных  пунктом  6  статьи  51.2  Федерального   закона   от
22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Собрание  законодательства
Российской Федерации, N 17, ст. 1918; 2001, N 33, ст. 3424;  2002,  N
52 (ч. II), ст. 5141; 2006, N 1, ст. 5; N 17 (ч. I), ст. 1780;  N  31
(ч. I), ст. 3437; N 43, ст. 4412; 2007, N 1 (ч. I), ст. 45; N 18, ст.
2117; N 22, ст. 2563; N 41, ст. 4845; N 50, ст. 6247; N 50, ст. 6249;
2008, N 44, ст. 4982; N 52 (ч. I), ст. 6221; 2009, N 1, ст. 28, N  7,
ст. 777, N 18 (ч. I), ст. 2154, N 23, ст. 2770), на  общую  сумму  не
менее 600000 рублей за счет внесенных клиентом в кассу организации 
профессионального участника рынка ценных бумаг единовременно  или  по
частям наличных денежных средств в размере, равном или большем 600000
рублей                                                               

11.

Внесение клиентом в кассу организации -  профессионального  участника
рынка ценных бумаг единовременно  или  по  частям  наличных  денежных
средств в размере, равном или большем 600000 рублей                 

12.

Совершение профессиональным участником рынка  ценных  бумаг  за  свой
счет  или  за  счет  клиента  на  внебиржевом   рынке   и/или   через
организаторов торговли на рынке ценных бумаг  (далее  -  организаторы
торговли) на основании двух адресных заявок сделок с ценными бумагами
и/или иными финансовыми инструментами на сумму не менее 200000 рублей
каждая, в которых покупатель и продавец действуют в интересах  одного
и того же выгодоприобретателя                                        

13.

Совершение профессиональным участником рынка  ценных  бумаг  за  свой
счет или за счет клиента взаимных сделок, когда стороны таких  сделок
(профессиональные  участники  рынка  ценных  бумаг  или  их  клиенты)
регулярно меняются, выступая в качестве то продавцов, то покупателей,
приобретая/продавая при этом единовременно или по частям одни и те же
ценные бумаги и/или иные финансовые  инструменты  примерно  одного  и
того же объема (в случае совершения взаимных  сделок  на  внебиржевом
рынке и/или через организаторов торговли на основании  двух  адресных
заявок)                                                             

14.

Совершение профессиональным участником рынка  ценных  бумаг  за  свой
счет или за счет клиента сделок по покупке  и  продаже  единовременно
или по частям одних и тех же ценных бумаг примерно одного и  того  же
объема в течение одного торгового дня при условии, что цена сделки по
продаже ниже или равна цене сделки по покупке, а рыночная цена ценной
бумаги по итогам этого же торгового дня не может быть определена    

15.

Совершение профессиональным участником рынка  ценных  бумаг  за  свой
счет или за счет клиента сделок купли-продажи ценных бумаг и/или иных
финансовых  документов  с  одним  контрагентом,  результатом  которых
является  прибыль  или  убыток   соответствующего   профессионального
участника рынка ценных бумаг или его  клиента  в  совокупном  размере
200000 и более рублей (в  случае  совершения  сделок  на  внебиржевом
рынке и/или через организаторов торговли на основании  двух  адресных
заявок)                                                             

16.

Совершение профессиональным участником рынка  ценных  бумаг  за  свой
счет или за  счет  клиента  сделки  купли-продажи  ценных  бумаг,  не
обращающихся  через  организаторов  торговли,  по  цене,  существенно
отличающейся от цены хотя бы в одной из сделок по этой ценной бумаге,
совершенных  профессиональным  участником  рынка  ценных   бумаг   на
внебиржевом  рынке  за  последние  30   дней,   предшествующих   дате
заключения рассматриваемой сделки                                   

17.

Одновременная  подача  клиентом  профессионального  участника   рынка
ценных бумаг поручений на покупку и продажу ценных  бумаг  по  ценам,
существенно отличающимся от текущей цены                            

18.

Регулярное заключение клиентом срочных сделок на рынке ценных  бумаг,
результатам которых является постоянный доход или убыток клиента    

19.

Совершение профессиональным участником рынка  ценных  бумаг  за  свой
счет  или  за  счет  клиента  сделки  купли-продажи   ценных   бумаг,
обращающихся через организаторов торговли, на внебиржевом  рынке  или
через организатора торговли на  основании  двух  адресных  заявок  по
цене, существенно отличающейся от рыночной цены такой ценной  бумаги,
рассчитанной  на  конец  того  торгового  дня,  в  который  она  была
совершена                                                           

20.

Совершение профессиональным участником рынка  ценных  бумаг  за  свой
счет или за счет клиента одной или  нескольких  сделок  купли-продажи
ценных бумаг и/или иных финансовых инструментов, в отношении  которых
имеется подозрение, что они совершаются  с  использованием  служебной
информации и/или в целях манипулирования ценами на рынке ценных бумаг

21.

Совершение профессиональным участником рынка  ценных  бумаг  операций
РЕПО с ценными бумагами (сделки РЕПО), в которых  цена  второй  части
сделки РЕПО равна цене первой части сделки РЕПО  (ставка  РЕПО  равна
0%) (либо совершение аналогичной по смыслу пары сделок по  покупке  и
продаже ценных бумаг одного и того же количества с  одним  и  тем  же
контрагентом при условии равенства цен)                             

22.

Регулярное  совершение   операций,   связанных   с   фиксацией   прав
собственности на ценные бумаги, с одними и теми же  ценными  бумагами
примерно в одном и том же объеме, в которых попеременно одни и те  же
лица выступают в качестве лиц, их  отчуждающих  и  приобретающих,  за
исключением биржевых операций и сделок РЕПО                          

23.

Регулярное зачисление на  лицевой  счет  (счет  депо)  и  списание  с
лицевого счета (счета депо) одних и тех же ценных  бумаг  примерно  в
одном и том же объеме (за  исключением  биржевых  операций  и  сделок
РЕПО)                                                                

24.

Ежедневное зачисление на  лицевой  счет  (счет  депо)  и  списание  с
лицевого счета (счета депо) одного и того же количества одних  и  тех
же ценных бумаг, в случае, если их количество на начало  и  на  конец
операционного дня одно и то же (за исключением  биржевых  операций  и
сделок РЕПО)                                                        

25.

Оплата лизинговых платежей  по  поручению  лизингополучателя  третьим
лицом                                                                

26.

Заключение договора лизинга (сублизинга),  когда  продавцом  предмета
лизинга и лизингополучателем выступает одно и то же лицо            

27.

Предложение  или  попытка  клиента  совершить  сделку  с   недвижимым
имуществом, на которое наложено обременение                         

28.

Совершение сделки с недвижимым имуществом по цене, ниже рыночной в 2
и более раз                                                         

29.

Неоднократная  покупка  и/или  продажа  физическим   лицом   объектов
недвижимости                                                        

30.

Неоднократное совершение физическим лицом  сделок  с  одним  объектом
недвижимости                                                        

31.

Использование в  качестве  средств  платежа  поддельных  расчетных  и
кредитных  банковских  карт  или  иных   платежных   документов,   не
являющихся ценными бумагами (поддельные кредитные  карты,  поддельные
«бонусные» карты, жетоны и т.д.)                                     

32.

Подозрение на использование в качестве  средств  платежа  изъятых  из
оборота расчетных и кредитных  банковских  карт  или  иных  платежных
документов,   не   являющихся   ценными   бумагами   (заблокированные
владельцами банковские  карты,  изъятые  из  оборота  бонусные  карты
игорного заведения)                                                 

33.

Безналичные денежные переводы от организаций за  участие  в  игре  на
тотализаторе или в букмекерской конторе                              

34.

Подозрение в использовании  в  качестве  средств  платежа  поддельных
банкнот  Центрального  банка  Российской  Федерации  или  иностранной
валюты (использование поддельных наличных денежных средств)         

35.

Подозрение на предъявление поддельных лотерейных билетов при выигрыше

36.

Подозрение о подделке документов, используемых при приеме  ставок  на
пари (подделка билетов тотализаторов и букмекерских контор)         

37.

Подозрение  на  осуществление  сговора  между  работниками   игорного
заведения и участником азартной игры или пари о заранее установленном
исходе в азартной игре или пари                                     

38.

Подозрение  на  использование  игроками  оборудования  и   устройств,
заранее определяющих исход в азартной игре                          

39.

Получение приза в виде  денежных  средств  по  результатам  розыгрыша
призового фонда, сформированного имуществом                         

40.

Выплата выигрыша в розыгрыше призов,  не  принадлежащих  организатору
азартной игры на праве собственности                                

41.

Неоднократное  получение  ссуды  под  залог  ювелирных  изделий   без
последующего выкупа                                                 

42.

Неоднократное (2 и  более  раз  в  год)  помещение  физическим  лицом
имущества в ломбард, осуществляемое на территории субъекта Российской
Федерации, не соответствующего месту регистрации физического лица   

43.

Сдача на комиссию, под  залог  или  в  скупку  ювелирных  изделий  из
драгоценных металлов и  драгоценных  камней  с  признаками  фальшивых
оттисков пробирных клейм                                            

44.

Сдача на комиссию, под  залог  или  в  скупку  ювелирных  изделий  из
драгоценных металлов и  драгоценных  камней  без  оттисков  пробирных
клейм                                                               

45.

Систематическая сдача на комиссию, под залог или в скупку  физическим
лицом  нескольких  ювелирных  изделий  и/или   однотипных   ювелирных
изделий, либо группой лиц однотипных ювелирных изделий, в  том  числе
имеющих товарные бирки                                              

46.

Систематическое приобретение физическим  лицом  нескольких  ювелирных
или других бытовых изделий из драгоценных металлов и/или  драгоценных
камней  (однотипных  изделий)  и/или  сертифицированных   драгоценных
камней                                                              

47.

Перечисление, по поручению клиента, денежных средств за реализованные
драгоценные металлы и драгоценные камни, ювелирные изделия из  них  и
лом таких изделий на счета третьих лиц                              

48.

Немотивированный  отказ  организации,   осуществляющей   операции   с
драгоценными металлами и драгоценными камнями,  ювелирными  изделиями
из  них  и  лома  таких   изделий,   в   предоставлении   документов,
подтверждающих постановку на специальный учет в органах  федерального
пробирного надзора либо копий этих документов                       

49.

Представление продавцом при купле-продаже  стандартных  и/или  мерных
слитков из  аффинированных  драгоценных  металлов  вместо  оригиналов
копий документов о  качестве  (паспорта  или  сертификата),  а  также
спецификаций на них                                                 

50.

Отклонение  стоимости  драгоценных  металлов,   драгоценных   камней,
ювелирных изделий из них или других бытовых изделий из лома и отходов
в рамках договора более чем на 20 процентов в сторону повышения или в
сторону понижения от уровня рыночных цен                             

51.

Реализация продукции (прутьев, стержней, проволоки,  пластин,  полос,
листов и т.п.), произведенной из  стандартных  и/или  мерных  слитков
аффинированных драгоценных металлов без изменения химического состава

52.

Получение партии (партий) ювелирных и/или других бытовых  изделий  из
драгоценных металлов  и  драгоценных  камней  с  возможно  фальшивыми
оттисками  пробирных   клейм,   с   незарегистрированными   оттисками
именников производителей и/или без оттисков государственных пробирных
клейм                                                               

53.

Клиент  -  юридическое  лицо  намеревается   заключить   договор   об
осуществлении переводов денежных средств с  организацией  федеральной
почтовой связи (филиалом  организации),  расположенной  за  пределами
региона (субъекта Российской  Федерации)  фактического  осуществления
деятельности клиента                                                

54.

Характер  деятельности  клиента  -  юридического  лица,   являющегося
отправителем почтовых переводов  денежных  средств,  не  предполагает
постоянного (регулярного) перечисления  почтовых  переводов  денежных
средств в адрес физических лиц                                      

55.

Несоответствие   объема   почтовых   переводов   денежных    средств,
перечисляемых через организацию федеральной  почтовой  связи  (филиал
организации), назначению платежа                                    

56.

Неоднократное осуществление почтовых переводов денежных средств одним
или несколькими юридическими лицами в  адрес  одного  или  нескольких
физических лиц в крупных объемах                                    

57.

Операции с участием физических или юридических лиц, адрес регистрации
которых совпадает  с  местом  регистрации  (местом  нахождения)  лиц,
включенных в Перечень  организаций  и  физических  лиц,  в  отношении
которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности,
сформированный в порядке, установленном Федеральным законом         

58.

Регулярное перечисление платежей финансовому агенту в рамках договора
финансирования под уступку денежного требования клиентом или третьими
лицами, не являющимися должниками                                   

59.

Подозрение на предъявление финансовому агенту поддельных  документов,
свидетельствующих о наличии денежного требования клиента  к  должнику
(договора с должником,  документов,  подтверждающих  поставку  товара
(накладных, актов), счетов-фактур и т.д.)                           

60.

Иные признаки по усмотрению организации                              

 

------------------------------------

<*> Для определения государств или территорий следует руководствоваться Приказом Минфина от 13.11.2007 N 108н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 03.12.2007, регистрационный номер 10598; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 50, 10.12.2007; N 11, 16.03.2009).

Утверждено

президентом

Федеральной нотариальной палаты

М.И. Сазоновой

24 августа 2009 года

 Р Е К О М Е Н Д А Ц И И

по организации исполнения нотариусами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

 
I.      Общие положения

1. Рекомендации по организации исполнения нотариусами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — Рекомендации) разработаны в целях повышения эффективности работы по предупреждению, выявлению и пресечению фактов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разъяснения порядка информационного взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

2. Правовую основу исполнения нотариусами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, в том числе:
1) Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ);

2) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1; 
3) Положение о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 года № 82;
4) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
5) Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 года № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»;
6) Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2002 года № 983-р;
7) Рекомендации по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок, утвержденные приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 года № 103;
8) Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденная приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 7 июня 2005 года № 86; 7) Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации,
утвержденный Постановлением Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 18 апреля 2001 года № 10;
8) Соглашение о сотрудничестве Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной нотариальной палаты от 12 июля 2007 г. № 01-1-13/10.

3. Настоящие Рекомендации могут дополняться и изменяться по мере развития законодательной базы и анализа имеющейся практики в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

II. Основные обязанности нотариусов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

4. Нотариусы являются специальным субъектом правоотношений, регулируемых законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на которые распространяются положения статей 7 и 7.1. Федерального закона № 115-ФЗ.

5. Нотариусам, в случаях удостоверения различного рода крупных сделок имущественного характера, в том числе с недвижимым имуществом, с ценными бумагами, сделок по привлечению и использованию физическими и
юридическими лицами денежных средств в крупных размерах на создание юридических лиц, отчуждение или приобретение предприятий, долей в уставном капитале хозяйственных товариществ и обществ и на иные цели
следует идентифицировать клиентов путем установления следующих сведений:
— в отношении физических лиц — фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
—  в отношении юридических лиц — наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.

6. Нотариус, должен согласно установленным правилам нотариального делопроизводства собирать и документально фиксировать всю необходимую информацию по существу удостоверенных им крупных сделок и совершенных иных нотариальных действий в отношении особо крупных денежных сумм, выявляя при этом признаки необычных сделок с учетом деятельности обратившегося к нотариусу лица и обеспечивая конфиденциальность полученной информации, предпринимать иные внутренние организационные меры, направленные на предотвращение легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

7. Согласно Рекомендаций, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2002 г. N 983-р, а также Рекомендаций по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок, утвержденные приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 года №103, нотариусы должны обращать внимание и фиксировать сделки, имеющие
—  запутанный или необычный характер, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
—  несоответствие целям деятельности клиента, установленным
учредительными документами;
—  указание на обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

8. Документы, подтверждающие сведения, указанные в статье 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а также копии документов, необходимых для идентификации личности, следует хранить не менее пяти лет. Указанный срок для копий документов, необходимых для идентификации личности, исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.

III. Информационное взаимодействие с Федеральной службой по финансовому мониторингу

9. Основными принципами информационного взаимодействия являются законность, уважение и соблюдение конституционных прав, свобод человека и гражданина, конфиденциальность.

10. При наличии у нотариусов любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1. Федерального закона № 115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее — Росфинмониторинг).

11. Порядок представления нотариусами в Росфинмониторинг информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом определен Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82.

12. Передача нотариусами информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в Росфинмониторинг может осуществляться как самостоятельно, так и через нотариальную палату субъекта Российской Федерации (при наличии у неё соглашения о взаимодействии с Росфинмониторингом).

13. Информация представляется нотариусами в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции (сделки). Информация может представляться в виде письменного документа на бумажном носителе, подписанного соответствующим лицом, и заверенного печатью (при ее наличии), или в виде электронного документа, подписанного с использованием в установленном порядке электронной цифровой подписи.

14. Единый формат представления информации, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащие использованию при ее представлении, а также каналы связи для передачи информации в Росфинмониторинг установлены Инструкцией о представлении в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 7 июня 2005 года № 86.

15. В соответствии с пунктом 4 статьи 7.1. Федерального закона № 115-ФЗ нотариусы не вправе разглашать факт передачи в Росфинмониторинг соответствующей информации. При этом согласно статье 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в частности, запрет на информирование клиентов и иных лиц о предпринимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

16. В целях выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с финансированием терроризма, Росфинмониторинг через Федеральную нотариальную палату Российской Федерации доводит до сведения нотариусов Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, путем размещения Федеральной нотариальной палатой информации в соответствующем разделе ЕИС нотариата России.

28 сентября в Санкт-Петербурге в работе Центра по оказанию бесплатной юридической помощи принял участие министр юстиции РФ Александр Коновалов.

Министр принял и лично проконсультировал четырех граждан, которые интересовались вопросами, связанными с «дачной амнистией», приватизацией, работой судебных приставов, а также с деятельностью нотариусов.

Работа Центра проходила в Доме юриста и длилась четыре дня, в течение которых за помощью обратились более 250 человек. В их числе малообеспеченные граждане и бизнесмены. В основном посетителей интересовали вопросы составления завещания, договоров дарения, доверенности на автомобиль с правом продажи, приватизации. В приеме участвовали заместитель министра юстиции Юрий Любимов и президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова.

В эти же дни в северной столице проходило заседание Координационного совета при Главном управлении Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области под председательством министра Александра Коновалова.

Ключевой темой встречи стало обсуждение деятельности нотариата в Северо-Западном федеральном округе. Участники заседания обсудили также перспективы принятия нового закона о нотариате.

Информация Федеральной нотариальной палаты

Итак, вы собираетесь обратиться к нотариусу, который компетентен вести ваше наследственное дело. Сегодня мы расскажем о порядке и общих принципах оформления наследства.

Документы, подтверждающие факт и место открытия наследства

Еще раз повторим: заявление о принятии либо об отказе от наследства подается не любому нотариусу, а нотариусу по месту открытия наследства (ст. 62 Основ законодательства РФ о нотариате). Следовательно, при подаче заявления вы должны предоставить нотариусу документы, подтверждающие факт и место открытия наследства.

  • Факт открытия наследства – смерть гражданина. Поэтому вам необходимо иметь при себе документ, подтверждающий факт смерти наследодателя. Этим документом может быть только свидетельство о смерти.
  • Для того, чтобы не ошибиться, к тому ли вы нотариусу обратились, необходимо знать последнее место жительства умершего, ведь в силу закона местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (ст. 1115 Гражданского кодекса РФ).
    Так как последним местом жительства умершего, опять же в силу закона (ст. 20 Гражданского кодекса РФ), будет являться место, где он постоянно или преимущественно проживал, то, следовательно, вам необходимо представить документ о проживании умершего на день его смерти по определенному адресу.
    Как правило, наследниками предоставляется справка о регистрации наследодателя по месту жительства из паспортной службы – форма 9, либо в качестве такого документа может быть представлено решение суда об установлении места открытия наследства.
  • Чтобы ваше обращение к нотариусу было обоснованным, необходимо предоставить доказательства основания вашего вступления в наследство.

Если вы оформляете наследство по закону, то необходимо предоставить документы, подтверждающие ваше родство с наследодателем.

Здесь следует отметить следующее. Даже наследники первой очереди иногда должны представить не один документ. Так, дети умершего должны представить свое свидетельство о рождении, где умерший указан одним из родителей. Но за долгие годы и мать, и дочь, а иногда и сын, и отец могут поменять фамилию, имя или отчество, причем неоднократно. Необходимо собрать все документы, которые будут однозначно подтверждать родственные отношения.

Пример

По поводу наследства после умершей Петровой Анны Ивановны обратилась ее дочь Веселова Ольга Петровна. Она представила свидетельство о рождении Ветровой Ольги Петровны, у которой мать Ветрова Анна Ивановна, а также свидетельство о браке Ветровой Анны Ивановны с Петровым М.И. Но своего свидетельства о браке с Веселовым и о перемене своей фамилии «Ветрова» на «Веселову» у нее нет, так как указанный брак расторгнут. Свидетельство о расторжении брака никак не может подтвердить перемену ею фамилии, там указано, что брак между Веселовым и Веселовой расторгнут, ей оставлена фамилия «Веселова».

В данном случае ей необходимо обратиться в ЗАГС, регистрировавший ее брак с Веселовым, и получить справку, что в определенном году этим органом ЗАГС был зарегистрирован брак Веселова и Ветровой, которая сменила фамилию на «Веселова». И сколько бы раз дочь не меняла фамилию, ей необходимо доказать все изменения. Возможно, придется представлять и 5, и 15 документов, пока не будут бесспорно видны родственные отношения.

Брак может быть зарегистрирован и в другом городе. Для получения такой справки можно обратиться в орган ЗАГС по своему месту жительства, и его сотрудники помогут получить документ из ЗАГСа другого города. Конечно, это отнимет лишнее время, но без этого не обойтись.

А что уж говорить о наследниках второй, третьей, четвертой и далее очередей? О наличии документов, подтверждающих соответствующее (порой весьма дальнее) родство, лучше побеспокоиться заранее. Если какие-то из документов не сохранились, то в органах ЗАГС можно получить повторные свидетельства при наличии их в книгах актовых записей. Но если и сами книги актовых записей не сохранились (архивы утрачены во время войны или во время стихийных бедствий), придется обращаться в суд для установления факта родственных отношений.

При этом следует помнить, что родственные отношения могут быть подтверждены только и исключительно документами органов ЗАГС либо решениями суда.

Конечно, бывают ситуации, когда необходимо представить документы о рождении людей, родившихся до установления Советской власти, когда не существовало органов ЗАГС. В таком случае предъявляйте выписки из церковной книги о рождении, причем неважно – из книги православной церкви, кирхи, синагоги… Такие документы встречаются в наше время, хоть и не слишком часто. Главное, чтобы они сохранились в читаемом виде, не были разорваны на мелкие кусочки, не допускали разночтений в именах, фамилиях и т. д.

Запомните: никакие справки из жилконтор, трудовые книжки, военные билеты, свидетельские показания и т. д. не могут быть приняты нотариусом в качестве документов, подтверждающих родственные отношения. Просто потому, что не дано нотариусу права оценивать представленные доказательства, это прерогатива только суда. Главный принцип нотариальной деятельности – бесспорность и однозначность. А вот в суде вам очень пригодятся и справки, и показания свидетелей, и личные письма, и открытки.

Если вы вступаете в наследство по завещанию, то необходимо предоставить завещание. Причем на самом завещании предварительно вы должны сделать отметку у того нотариуса, который удостоверял завещание, о том, что это завещание не было отменено либо изменено. Если завещание было удостоверено нотариусом государственной нотариальной конторы, обращайтесь в государственный нотариальный архив.

Если завещание утеряно, то у нотариуса, который его удостоверял, можно получить дубликат завещания (на дубликате также необходимо поставить отметку, что завещание не отменено и не изменено).

Может случиться и так, что вместо отметки о том, что завещание не отменено и не изменено, нотариус выдаст вам отдельную справку. Практика подтверждения завещаний в различных регионах может отличаться. Такую справку также нужно представить в наследственное дело.

Для того чтобы оформление наследства не было хлопотным, все документы, которые вы собираетесь предоставить нотариусу, должны быть в порядке.

Итак, для первичного приема вам необходимо иметь при себе:

  1. свидетельство о смерти наследодателя;
  2. документы, подтверждающие родство;
  3. документ, подтверждающий последнее местожительство умершего наследодателя, то есть справку о его регистрации на день смерти.

Также нотариусу потребуются документы, определяющие принадлежность наследственного имущества наследодателю. Это могут быть сберкнижки, выписки или справки из акционерных обществ, технические паспорта на автотранспортные средства, договоры и свидетельства на квартиры, жилые дома, земельные участки.

Если вы знаете наследников, которые могут наследовать вместе с вами, и знаете, где они проживают, то сообщите нотариусу их адреса.

Благодарим за предоставленный материал
Л.Г. Солдатенко, С.В. Бирюкову
Нотариальную палату г. Санкт-Петербурга.

Информация Фонда развития правовой культуры

Комиссия профессиональной чести нотариусов города Москвы, рассмотрев актуальные проблемы деятельности нотариального сообщества, приняла решение внести необходимые изменения в Профессиональный кодекс нотариусов города Москвы в соответствии с Уставом Московской городской нотариальной палаты и действующим законодательством.

Информация Московской городской нотариальной палаты


Как не проколоться, давая взаймы, и подстраховаться, одалживая крупные суммы

20.05.2009

Актуальные вопросы обсудили в эфире радиостанции «Комсомольская правда» (97,2 Fm в Москве) член Комиссии по взаимодействию со СМИ Московской городской нотариальной палаты, нотариус г. Москвы Алексей САФОНОВ и юридический обозреватель “КП” Анна ДОБРЮХА.

Ситуация: друзья (знакомые) или родственники одолжили у вас денег без оформления каких бы то ни было расписок. Вы переживаете, что возвращать долг они не собираются…

Что делать

Имейте в виду важное правило: если вы даете взаймы сумму больше 10 МРОТ (минимальный размер оплаты труда, на сегодня для расчета налогов, пошлин и т.п. 1 МРОТ равен 100 руб.), т.е. одалживаете больше 1000 рублей, то по закону обязательно нужно оформлять заем в письменной форме, в том числе путем выдачи расписки. Если же письменных подтверждений нет, то кредитор теряет право ссылаться в суде на свидетельские показания.

То есть, увы, подтвердить факт дачи денег взаймы с помощью свидетелей в таком случае вам не удастся.

Так что ваша задача – собрать любые иные доказательства передачи денег должнику – на случай, если дойдет до конфликта и понадобится обращаться в суд. В частности, пригодится:

— переписка по почте: желательно – обычной (например, телеграммы), но в крайнем случае подойдет и общение по электронной почте;

—  аудиозапись телефонных переговоров (например, можно включить функцию записи при разговоре по сотовому);

— любые иные сообщения (в том числе смс).

! Главное, чтобы при вашем общении фигурировали фразы, подтверждающие передачу денег в долг, признание этого должником.

Ситуация: ваш должник скрылся, но вы знаете, где живет его семья.

Что делать

Если взаймы берет один из супругов в период брака, то по долгам отвечают оба супруга за счет общего имущества (исходя из ст. 45 Семейного кодекса РФ).

Таким образом, можно предъявлять требование, чтобы деньги вернула супруга (супруг) скрывшегося должника за счет общего имущества.

Также имейте в виду: в случае смерти должника обязанность вернуть займ переходит к его наследникам, и кредитор вправе требовать возврата денег от них.

Ситуация: у вас просят взаймы крупную сумму денег и готовы дать расписку. Возникает вопрос: как правильно оформить документ, чтобы иметь максимум гарантий возврата долга.

Что делать

При составлении договора займа важно предусмотреть в нем следующие основные пункты:

1)   размер денежной суммы, передаваемой в долг (кстати, если составляете простую расписку, обязательно пометьте, что деньги передаются ИМЕННО В ДОЛГ!);

2)   срок возврата долга, а также – при желании – право должника досрочно вернуть займ;

3)   санкции за нарушение срока возврата – скажем, по 0,5% от суммы долга за каждый день просрочки возврата.

Информация Комсомольской правды
Следующие записи »

Яндекс цитирования