NOTARS.ru
нотариальная контора ׀ нотариус Москвы
Свежие записи
- Семинар по взаимодействию со СМИ прошел в Орле
- Собрание Московской городской нотариальной палаты
- Медиация внедряется в повседневную практику
- Совещание в Управлении Росреестра по Москве
- Совет при Президенте России заслушал вопрос о нотариате
Архивы
- Июнь 2011
- Март 2011
- Октябрь 2010
- Сентябрь 2010
- Август 2010
- Июль 2010
- Июнь 2010
- Май 2010
- Апрель 2010
- Март 2010
- Февраль 2010
- Январь 2010
- Декабрь 2009
- Ноябрь 2009
- Октябрь 2009
- Сентябрь 2009
- Июль 2009
- Апрель 2009
- Январь 2009
Свежие комментарии
Утверждены
Приказом Росфинмониторинга
от 08.05.2009 N 103
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ КРИТЕРИЕВ ВЫЯВЛЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИЗНАКОВ
НЕОБЫЧНЫХ СДЕЛОК
Настоящие Рекомендации разработаны Федеральной службой по финансовому мониторингу (далее именуется — Росфинмониторинг) во исполнение требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (ч. I), ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31 (ч. I), ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011; N 49, ст. 6036), Рекомендаций по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2002 N 983-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 29, ст. 2995; 2003, N 2, ст. 197; 2005, N 50, ст. 5302; 2007, N 46, ст. 5582; 2008, N 18, ст. 2049).
Настоящие Рекомендации содержат основные критерии выявления и признаки необычных сделок, которые рекомендуется учитывать при разработке правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), перечисленными в статье 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон), а также иными лицами, указанными в статье 7.1 Федерального закона, с учетом специфики вида деятельности организаций (иных лиц).
Помимо основных критериев выявления и признаков необычных сделок, перечисленных в настоящих Рекомендациях, при разработке правил внутреннего контроля вышеуказанными организациями (иными лицами) используются дополнительные критерии выявления и признаки необычных сделок, разработанные с учетом особенностей деятельности конкретной организации (иного лица).
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕОБЫЧНЫХ СДЕЛОК
N |
|
1. |
Немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений (помимо |
2. |
Пренебрежение клиентом более выгодными условиями оказания услуг |
3. |
Наличие нестандартных или необычно сложных схем по порядку проведения |
4. |
Предложение клиента осуществить возврат причитающейся суммы по |
5. |
Настоятельное желание клиента работать самостоятельно с удаленного |
6. |
Внесение в операцию (сделку) дополнений и изменений, не |
7. |
Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой |
8. |
Внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) |
9. |
Передача клиентом поручения об осуществлении операции через |
10. |
Осуществление операций с использованием дистанционных систем |
11. |
Сложности, возникающие при проверке представляемых клиентом сведений, |
12. |
Невозможность установления контрагентов клиента |
13. |
Настаивание клиента на проведении расчетов наличными денежными |
14. |
Совершение операций с ценными бумагами, в том числе с векселями, |
15. |
Приобретение или продажа физическим лицом ценных бумаг за наличный |
16. |
Перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет (во вклад) за |
17. |
Использование счетов, открытых в различных кредитных организациях, |
18. |
Участник операции с денежными средствами или иным имуществом |
19. |
Немотивированное требование клиента о расторжении договора и/или |
20. |
Существенное отклонение суммы сделки относительно действующих |
21. |
Осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием |
22. |
Уплата резидентом нерезиденту неустойки (пени, штрафа) за |
23. |
Получателем денежных средств либо товаров (работ, услуг) является |
24. |
В договоре (контракте) предусмотрены экспорт резидентом товаров |
25. |
Перечисление денежных средств в адрес нерезидента по внешнеторговым |
26. |
Отсутствие очевидной связи между характером и родом деятельности |
27. |
Запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного |
28. |
Несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным |
29. |
Выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер |
30. |
Предоставление юридическим лицом, не являющимся кредитной |
31. |
Иные критерии по усмотрению организации |
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НЕОБЫЧНЫХ СДЕЛОК
N |
|
1. |
Предложение клиента существенно (более чем в два раза) увеличить |
2. |
Многократное внесение изменений в договор страхования в связи с |
3. |
Периодическое заключение клиентом двух и более договоров страхования |
4. |
Предложение страхователя перестраховать риск в организации, |
5. |
Клиент заключает договоры страхования с организациями, находящимися |
6. |
Клиент обращается к страховщику с предложением о расширении в |
7. |
При обращении клиент беспокоится о возможности досрочного прекращения |
8. |
Клиент заключает договоры страхования, сумма уплачиваемых страховых |
9. |
Предоставление или получение страховой услуги с тарифной ставкой, |
10. |
Совершение одной или нескольких сделок купли-продажи ценных бумаг |
11. |
Внесение клиентом в кассу организации - профессионального участника |
12. |
Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг за свой |
13. |
Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг за свой |
14. |
Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг за свой |
15. |
Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг за свой |
16. |
Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг за свой |
17. |
Одновременная подача клиентом профессионального участника рынка |
18. |
Регулярное заключение клиентом срочных сделок на рынке ценных бумаг, |
19. |
Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг за свой |
20. |
Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг за свой |
21. |
Совершение профессиональным участником рынка ценных бумаг операций |
22. |
Регулярное совершение операций, связанных с фиксацией прав |
23. |
Регулярное зачисление на лицевой счет (счет депо) и списание с |
24. |
Ежедневное зачисление на лицевой счет (счет депо) и списание с |
25. |
Оплата лизинговых платежей по поручению лизингополучателя третьим |
26. |
Заключение договора лизинга (сублизинга), когда продавцом предмета |
27. |
Предложение или попытка клиента совершить сделку с недвижимым |
28. |
Совершение сделки с недвижимым имуществом по цене, ниже рыночной в 2 |
29. |
Неоднократная покупка и/или продажа физическим лицом объектов |
30. |
Неоднократное совершение физическим лицом сделок с одним объектом |
31. |
Использование в качестве средств платежа поддельных расчетных и |
32. |
Подозрение на использование в качестве средств платежа изъятых из |
33. |
Безналичные денежные переводы от организаций за участие в игре на |
34. |
Подозрение в использовании в качестве средств платежа поддельных |
35. |
Подозрение на предъявление поддельных лотерейных билетов при выигрыше |
36. |
Подозрение о подделке документов, используемых при приеме ставок на |
37. |
Подозрение на осуществление сговора между работниками игорного |
38. |
Подозрение на использование игроками оборудования и устройств, |
39. |
Получение приза в виде денежных средств по результатам розыгрыша |
40. |
Выплата выигрыша в розыгрыше призов, не принадлежащих организатору |
41. |
Неоднократное получение ссуды под залог ювелирных изделий без |
42. |
Неоднократное (2 и более раз в год) помещение физическим лицом |
43. |
Сдача на комиссию, под залог или в скупку ювелирных изделий из |
44. |
Сдача на комиссию, под залог или в скупку ювелирных изделий из |
45. |
Систематическая сдача на комиссию, под залог или в скупку физическим |
46. |
Систематическое приобретение физическим лицом нескольких ювелирных |
47. |
Перечисление, по поручению клиента, денежных средств за реализованные |
48. |
Немотивированный отказ организации, осуществляющей операции с |
49. |
Представление продавцом при купле-продаже стандартных и/или мерных |
50. |
Отклонение стоимости драгоценных металлов, драгоценных камней, |
51. |
Реализация продукции (прутьев, стержней, проволоки, пластин, полос, |
52. |
Получение партии (партий) ювелирных и/или других бытовых изделий из |
53. |
Клиент - юридическое лицо намеревается заключить договор об |
54. |
Характер деятельности клиента - юридического лица, являющегося |
55. |
Несоответствие объема почтовых переводов денежных средств, |
56. |
Неоднократное осуществление почтовых переводов денежных средств одним |
57. |
Операции с участием физических или юридических лиц, адрес регистрации |
58. |
Регулярное перечисление платежей финансовому агенту в рамках договора |
59. |
Подозрение на предъявление финансовому агенту поддельных документов, |
60. |
Иные признаки по усмотрению организации |
------------------------------------
<*> Для определения государств или территорий следует руководствоваться Приказом Минфина от 13.11.2007 N 108н «Об утверждении перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 03.12.2007, регистрационный номер 10598; «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 50, 10.12.2007; N 11, 16.03.2009).
Утверждено
президентом
Федеральной нотариальной палаты
М.И. Сазоновой
24 августа 2009 года
Р Е К О М Е Н Д А Ц И И
по организации исполнения нотариусами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
I. Общие положения
1. Рекомендации по организации исполнения нотариусами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — Рекомендации) разработаны в целях повышения эффективности работы по предупреждению, выявлению и пресечению фактов легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и разъяснения порядка информационного взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу.
2. Правовую основу исполнения нотариусами требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, в том числе:
1) Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ);
2) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1;
3) Положение о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 года № 82;
4) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 года № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
5) Постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 2003 года № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»;
6) Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2002 года № 983-р;
7) Рекомендации по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок, утвержденные приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 года № 103;
8) Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденная приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 7 июня 2005 года № 86; 7) Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации,
утвержденный Постановлением Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 18 апреля 2001 года № 10;
8) Соглашение о сотрудничестве Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной нотариальной палаты от 12 июля 2007 г. № 01-1-13/10.
3. Настоящие Рекомендации могут дополняться и изменяться по мере развития законодательной базы и анализа имеющейся практики в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
II. Основные обязанности нотариусов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
4. Нотариусы являются специальным субъектом правоотношений, регулируемых законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на которые распространяются положения статей 7 и 7.1. Федерального закона № 115-ФЗ.
5. Нотариусам, в случаях удостоверения различного рода крупных сделок имущественного характера, в том числе с недвижимым имуществом, с ценными бумагами, сделок по привлечению и использованию физическими и
юридическими лицами денежных средств в крупных размерах на создание юридических лиц, отчуждение или приобретение предприятий, долей в уставном капитале хозяйственных товариществ и обществ и на иные цели
следует идентифицировать клиентов путем установления следующих сведений:
— в отношении физических лиц — фамилию, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
— в отношении юридических лиц — наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения.
6. Нотариус, должен согласно установленным правилам нотариального делопроизводства собирать и документально фиксировать всю необходимую информацию по существу удостоверенных им крупных сделок и совершенных иных нотариальных действий в отношении особо крупных денежных сумм, выявляя при этом признаки необычных сделок с учетом деятельности обратившегося к нотариусу лица и обеспечивая конфиденциальность полученной информации, предпринимать иные внутренние организационные меры, направленные на предотвращение легализации (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
7. Согласно Рекомендаций, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2002 г. N 983-р, а также Рекомендаций по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок, утвержденные приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 года №103, нотариусы должны обращать внимание и фиксировать сделки, имеющие
— запутанный или необычный характер, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
— несоответствие целям деятельности клиента, установленным
учредительными документами;
— указание на обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
8. Документы, подтверждающие сведения, указанные в статье 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а также копии документов, необходимых для идентификации личности, следует хранить не менее пяти лет. Указанный срок для копий документов, необходимых для идентификации личности, исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом.
III. Информационное взаимодействие с Федеральной службой по финансовому мониторингу
9. Основными принципами информационного взаимодействия являются законность, уважение и соблюдение конституционных прав, свобод человека и гражданина, конфиденциальность.
10. При наличии у нотариусов любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1. Федерального закона № 115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее — Росфинмониторинг).
11. Порядок представления нотариусами в Росфинмониторинг информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом определен Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82.
12. Передача нотариусами информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в Росфинмониторинг может осуществляться как самостоятельно, так и через нотариальную палату субъекта Российской Федерации (при наличии у неё соглашения о взаимодействии с Росфинмониторингом).
13. Информация представляется нотариусами в Росфинмониторинг не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления соответствующей операции (сделки). Информация может представляться в виде письменного документа на бумажном носителе, подписанного соответствующим лицом, и заверенного печатью (при ее наличии), или в виде электронного документа, подписанного с использованием в установленном порядке электронной цифровой подписи.
14. Единый формат представления информации, форма кодирования и перечни (справочники) кодов, подлежащие использованию при ее представлении, а также каналы связи для передачи информации в Росфинмониторинг установлены Инструкцией о представлении в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 7 июня 2005 года № 86.
15. В соответствии с пунктом 4 статьи 7.1. Федерального закона № 115-ФЗ нотариусы не вправе разглашать факт передачи в Росфинмониторинг соответствующей информации. При этом согласно статье 4 Федерального закона № 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в частности, запрет на информирование клиентов и иных лиц о предпринимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
16. В целях выявления операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с финансированием терроризма, Росфинмониторинг через Федеральную нотариальную палату Российской Федерации доводит до сведения нотариусов Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, путем размещения Федеральной нотариальной палатой информации в соответствующем разделе ЕИС нотариата России.
Министр принял и лично проконсультировал четырех граждан, которые интересовались вопросами, связанными с «дачной амнистией», приватизацией, работой судебных приставов, а также с деятельностью нотариусов.
Работа Центра проходила в Доме юриста и длилась четыре дня, в течение которых за помощью обратились более 250 человек. В их числе малообеспеченные граждане и бизнесмены. В основном посетителей интересовали вопросы составления завещания, договоров дарения, доверенности на автомобиль с правом продажи, приватизации. В приеме участвовали заместитель министра юстиции Юрий Любимов и президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова.
В эти же дни в северной столице проходило заседание Координационного совета при Главном управлении Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области под председательством министра Александра Коновалова.
Ключевой темой встречи стало обсуждение деятельности нотариата в Северо-Западном федеральном округе. Участники заседания обсудили также перспективы принятия нового закона о нотариате.
Информация Федеральной нотариальной палаты
Итак, вы собираетесь обратиться к нотариусу, который компетентен вести ваше наследственное дело. Сегодня мы расскажем о порядке и общих принципах оформления наследства.
Документы, подтверждающие факт и место открытия наследства
Еще раз повторим: заявление о принятии либо об отказе от наследства подается не любому нотариусу, а нотариусу по месту открытия наследства (ст. 62 Основ законодательства РФ о нотариате). Следовательно, при подаче заявления вы должны предоставить нотариусу документы, подтверждающие факт и место открытия наследства.
-
Факт открытия наследства – смерть гражданина. Поэтому вам необходимо иметь при себе документ, подтверждающий факт смерти наследодателя. Этим документом может быть только свидетельство о смерти.
-
Для того, чтобы не ошибиться, к тому ли вы нотариусу обратились, необходимо знать последнее место жительства умершего, ведь в силу закона местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (ст. 1115 Гражданского кодекса РФ).
Так как последним местом жительства умершего, опять же в силу закона (ст. 20 Гражданского кодекса РФ), будет являться место, где он постоянно или преимущественно проживал, то, следовательно, вам необходимо представить документ о проживании умершего на день его смерти по определенному адресу.
Как правило, наследниками предоставляется справка о регистрации наследодателя по месту жительства из паспортной службы – форма 9, либо в качестве такого документа может быть представлено решение суда об установлении места открытия наследства. -
Чтобы ваше обращение к нотариусу было обоснованным, необходимо предоставить доказательства основания вашего вступления в наследство.
Если вы оформляете наследство по закону, то необходимо предоставить документы, подтверждающие ваше родство с наследодателем.
Здесь следует отметить следующее. Даже наследники первой очереди иногда должны представить не один документ. Так, дети умершего должны представить свое свидетельство о рождении, где умерший указан одним из родителей. Но за долгие годы и мать, и дочь, а иногда и сын, и отец могут поменять фамилию, имя или отчество, причем неоднократно. Необходимо собрать все документы, которые будут однозначно подтверждать родственные отношения.
Пример
По поводу наследства после умершей Петровой Анны Ивановны обратилась ее дочь Веселова Ольга Петровна. Она представила свидетельство о рождении Ветровой Ольги Петровны, у которой мать Ветрова Анна Ивановна, а также свидетельство о браке Ветровой Анны Ивановны с Петровым М.И. Но своего свидетельства о браке с Веселовым и о перемене своей фамилии «Ветрова» на «Веселову» у нее нет, так как указанный брак расторгнут. Свидетельство о расторжении брака никак не может подтвердить перемену ею фамилии, там указано, что брак между Веселовым и Веселовой расторгнут, ей оставлена фамилия «Веселова».
В данном случае ей необходимо обратиться в ЗАГС, регистрировавший ее брак с Веселовым, и получить справку, что в определенном году этим органом ЗАГС был зарегистрирован брак Веселова и Ветровой, которая сменила фамилию на «Веселова». И сколько бы раз дочь не меняла фамилию, ей необходимо доказать все изменения. Возможно, придется представлять и 5, и 15 документов, пока не будут бесспорно видны родственные отношения.
Брак может быть зарегистрирован и в другом городе. Для получения такой справки можно обратиться в орган ЗАГС по своему месту жительства, и его сотрудники помогут получить документ из ЗАГСа другого города. Конечно, это отнимет лишнее время, но без этого не обойтись.
А что уж говорить о наследниках второй, третьей, четвертой и далее очередей? О наличии документов, подтверждающих соответствующее (порой весьма дальнее) родство, лучше побеспокоиться заранее. Если какие-то из документов не сохранились, то в органах ЗАГС можно получить повторные свидетельства при наличии их в книгах актовых записей. Но если и сами книги актовых записей не сохранились (архивы утрачены во время войны или во время стихийных бедствий), придется обращаться в суд для установления факта родственных отношений.
При этом следует помнить, что родственные отношения могут быть подтверждены только и исключительно документами органов ЗАГС либо решениями суда.
Конечно, бывают ситуации, когда необходимо представить документы о рождении людей, родившихся до установления Советской власти, когда не существовало органов ЗАГС. В таком случае предъявляйте выписки из церковной книги о рождении, причем неважно – из книги православной церкви, кирхи, синагоги… Такие документы встречаются в наше время, хоть и не слишком часто. Главное, чтобы они сохранились в читаемом виде, не были разорваны на мелкие кусочки, не допускали разночтений в именах, фамилиях и т. д.
Запомните: никакие справки из жилконтор, трудовые книжки, военные билеты, свидетельские показания и т. д. не могут быть приняты нотариусом в качестве документов, подтверждающих родственные отношения. Просто потому, что не дано нотариусу права оценивать представленные доказательства, это прерогатива только суда. Главный принцип нотариальной деятельности – бесспорность и однозначность. А вот в суде вам очень пригодятся и справки, и показания свидетелей, и личные письма, и открытки.
Если вы вступаете в наследство по завещанию, то необходимо предоставить завещание. Причем на самом завещании предварительно вы должны сделать отметку у того нотариуса, который удостоверял завещание, о том, что это завещание не было отменено либо изменено. Если завещание было удостоверено нотариусом государственной нотариальной конторы, обращайтесь в государственный нотариальный архив.
Если завещание утеряно, то у нотариуса, который его удостоверял, можно получить дубликат завещания (на дубликате также необходимо поставить отметку, что завещание не отменено и не изменено).
Может случиться и так, что вместо отметки о том, что завещание не отменено и не изменено, нотариус выдаст вам отдельную справку. Практика подтверждения завещаний в различных регионах может отличаться. Такую справку также нужно представить в наследственное дело.
Для того чтобы оформление наследства не было хлопотным, все документы, которые вы собираетесь предоставить нотариусу, должны быть в порядке.
Итак, для первичного приема вам необходимо иметь при себе:
-
свидетельство о смерти наследодателя;
-
документы, подтверждающие родство;
-
документ, подтверждающий последнее местожительство умершего наследодателя, то есть справку о его регистрации на день смерти.
Также нотариусу потребуются документы, определяющие принадлежность наследственного имущества наследодателю. Это могут быть сберкнижки, выписки или справки из акционерных обществ, технические паспорта на автотранспортные средства, договоры и свидетельства на квартиры, жилые дома, земельные участки.
Если вы знаете наследников, которые могут наследовать вместе с вами, и знаете, где они проживают, то сообщите нотариусу их адреса.
Благодарим за предоставленный материал
Л.Г. Солдатенко, С.В. Бирюкову
Нотариальную палату г. Санкт-Петербурга.
Информация Фонда развития правовой культуры
Комиссия профессиональной чести нотариусов города Москвы, рассмотрев актуальные проблемы деятельности нотариального сообщества, приняла решение внести необходимые изменения в Профессиональный кодекс нотариусов города Москвы в соответствии с Уставом Московской городской нотариальной палаты и действующим законодательством.
Информация Московской городской нотариальной палаты
Как не проколоться, давая взаймы, и подстраховаться, одалживая крупные суммы
Актуальные вопросы обсудили в эфире радиостанции «Комсомольская правда» (97,2 Fm в Москве) член Комиссии по взаимодействию со СМИ Московской городской нотариальной палаты, нотариус г. Москвы Алексей САФОНОВ и юридический обозреватель “КП” Анна ДОБРЮХА.
Ситуация: друзья (знакомые) или родственники одолжили у вас денег без оформления каких бы то ни было расписок. Вы переживаете, что возвращать долг они не собираются…
Что делать
Имейте в виду важное правило: если вы даете взаймы сумму больше 10 МРОТ (минимальный размер оплаты труда, на сегодня для расчета налогов, пошлин и т.п. 1 МРОТ равен 100 руб.), т.е. одалживаете больше 1000 рублей, то по закону обязательно нужно оформлять заем в письменной форме, в том числе путем выдачи расписки. Если же письменных подтверждений нет, то кредитор теряет право ссылаться в суде на свидетельские показания.
То есть, увы, подтвердить факт дачи денег взаймы с помощью свидетелей в таком случае вам не удастся.
Так что ваша задача – собрать любые иные доказательства передачи денег должнику – на случай, если дойдет до конфликта и понадобится обращаться в суд. В частности, пригодится:
— переписка по почте: желательно – обычной (например, телеграммы), но в крайнем случае подойдет и общение по электронной почте;
— аудиозапись телефонных переговоров (например, можно включить функцию записи при разговоре по сотовому);
— любые иные сообщения (в том числе смс).
! Главное, чтобы при вашем общении фигурировали фразы, подтверждающие передачу денег в долг, признание этого должником.
Ситуация: ваш должник скрылся, но вы знаете, где живет его семья.
Что делать
Если взаймы берет один из супругов в период брака, то по долгам отвечают оба супруга за счет общего имущества (исходя из ст. 45 Семейного кодекса РФ).
Таким образом, можно предъявлять требование, чтобы деньги вернула супруга (супруг) скрывшегося должника за счет общего имущества.
Также имейте в виду: в случае смерти должника обязанность вернуть займ переходит к его наследникам, и кредитор вправе требовать возврата денег от них.
Ситуация: у вас просят взаймы крупную сумму денег и готовы дать расписку. Возникает вопрос: как правильно оформить документ, чтобы иметь максимум гарантий возврата долга.
Что делать
При составлении договора займа важно предусмотреть в нем следующие основные пункты:
1) размер денежной суммы, передаваемой в долг (кстати, если составляете простую расписку, обязательно пометьте, что деньги передаются ИМЕННО В ДОЛГ!);
2) срок возврата долга, а также – при желании – право должника досрочно вернуть займ;
3) санкции за нарушение срока возврата – скажем, по 0,5% от суммы долга за каждый день просрочки возврата.
Информация Комсомольской правды